Пятница, 24.11.2017, 01:22
Советские мотоциклы
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS                                                              Главная | МотоФорум |  Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Меню сайта
Разделы статей
Важно
Электрика
Ходовая
Двигатель
Тюнинг
Новое на форуме
коляска к мотоциклу ЯВА
Ответов: 0
Зажигание стреляет
Ответов: 6
НЕПОНЯТКИ С ДВИЖКОМ((((((
Ответов: 6
Где-то коротит
Ответов: 0
Странная проблема.
Ответов: 11
Социальная сеть
Мы в контакте Мы на Facebook
Наш опрос
У вас есть права на вождение транспорта?
Всего ответов: 1438
Случайное фото

Генераторы постоянного тока

В генераторах постоянного тока магнитное поле создается при помощи специальной обмотки, называемой обмоткой возбуждения.

Она размещена в статоре генератора. Ротор состоит из сердечника, набранного из тонких пластин электротехнической стали, обмотки и коллектора.
Во время работы генератора по поверхности коллектора скользят графитные щетки, прижатые к нему пружинами. Со щеток снимают постоянное напряжение, пригодное для питания потребителей и для подзарядки аккумуляторной батареи. Напряжение зависит от оборотов ротора, но поддается регулировке за счет изменения тока в обмотке возбуждения.
Большой недостаток генераторов постоянного тока - наличие коллектора и щеток. Последние изнашиваются, требуют периодического контроля. Коллектор же подгорает из-за постоянного искрения между ним и щетками, забивается графитовой пылью. Все это вместе взятое приводит к тому, что нормальная работа генератора нарушается, сокращается срок службы. Оснащение мотоциклов более мощными осветительными приборами, увеличение их количества потребовали дальнейшего повышения мощности генераторов. Вместе с ростом мощности, естественно, возросла и сила тока. Условия работы щеток становились все более тяжелыми, и долговечность их резко падала. Поэтому возникла необходимость каким-то образом снизить силу тока, не проиграв при этом в мощности. Вывод был только один - увеличить напряжение. Это и было сделано: 6-вольтное электрооборудование заменили 12-вольтным. При этом в новой системе сила тока в два раза меньше, чем в 6-вольтной, поэтому нагрузка на щеточный узел меньше. Чем мощнее становились генераторы, тем большими были их габаритные размеры и масса, что связано с необходимостью использовать в обмотках более толстый провод. Их стало все труднее размещать под крышкой картера двигателя. Кроме того, массивный ротор отрицательно сказывался на работе подшипников коленчатого вала, его долговечности.
Дальнейшее повышение мощности генераторов постоянного тока вновь привело к возрастанию силы тока в коллекторе, а значит, и к снижению надежности работы щеточного узла. Поэтому на смену им пришли альтернаторы - трехфазные генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением и полным выпрямлением вырабатываемого тока.
У такого генератора обмотка возбуждения размещена на роторе, и для питания ее также используются графитные щетки. Но максимальный ток возбуждения здесь составляет только 10% от того, который генератор может отдавать потребителям. Кроме того, щетки скользят по гладким контактным кольцам, а не по коллектору, работа их менее напряженная, чем у генераторов постоянного тока.
Если к этому добавить, что при одинаковых размерах трехфазный генератор переменного тока почти 1,5 раза мощнее генератора постоянного тока, то станет понятным, почему последние в наше время стали достоянием истории.
На моделях мотоциклов "ИЖ" с переходом на 12-вольтную систему электрооборудования в качестве источников электрического тока используют генераторы переменного тока. В этом случае электрическая система оборудуется полупроводниковым выпрямителем, который преобразует переменный ток, обеспечивая под заряд батареи и питание всех приборов.
На моделях мотоциклов от ИЖ350 до ИЖПЗ и от ИЖЮ до ИЖЮЗ применялся генератор постоянного тока Г36М7 для одноцилиндрового двигателя и Г36М8 - для двухцилиндрового двигателя. Эти генераторы между собой унифицированы (кроме прерывателей). Обозначения и наименования основных деталей этих генераторов приведены в таблицах.

Г36М7




Г36М8



Генератор постоянного тока Г36 мотоциклов "ИЖ" состоит из двух основных частей: статора и ротора (якоря).
Статор крепится двумя винтами к картеру двигателя. В корпусе статора по окружности располагаются шесть полюсных башмаков, на которые надета обмотка возбуждения, выполненная в виде последовательно соединенных между собой катушек. С наружной стороны корпуса приварена крышка, на которой размещаются клеммовая панель, щеткодержатель и прерыватель, на другой стороне корпуса имеются проточка и паз, служащие для фиксации "оператора на картере двигателя.
Ротор (якорь) представляет собой вал, на котором собран пакет тонких пластин, отштампованных из электротехнической стали. По окружности ротора сделаны пазы. В них уложены определенным образом секции витков, образующих обмотку якоря. Конец каждой секции соединен с соответствующей пластиной коллектора. Пластины изолированы друг от друга. С помощью пружины к этим пластинам плотно прижимаются токосъемные графитовые щетки.
Вал якоря пустотелый, крепится на конусе правой полуоси коленчатого вала болтом и фиксируется шпонкой. Тем же болтом крепится на якоре кулачок прерывателя, который фиксируется прорезью в выступ на валу.
Между якорем и полюсными башмаками статора генератора имеется зазор (0,5 мм). С началом вращения коленчатого вала происходит вращение якоря, и витки обмотки его пересекают слабое магнитное поле полюсных башмаков, всегда имеющееся вследствие остаточного магнетизма. В обмотке якоря возникает очень слабый ток. Поскольку обмотки возбуждения генератора подсоединены параллельно щеткам, ток поступает в обмотку и усиливает электромагнитное поле, что вызывает увеличение тока в якоре. Уже через несколько оборотов возбуждение генератора становится настолько сильным, что при определенной частоте вращения коленчатого вала генератор способен питать током внешние потребители. Номинальная мощность генератора 45 Вт при 1700 об/мин.
Уход за генератором во время эксплуатации сводится в основном к проверке крепления контактных соединений проводов, состояния коллектора и щеток. Допускается чистка коллектора стеклянной шкуркой. Применять наждачную шкурку не рекомендуется, так как абразивные зерна врезаются в пластины (ламели) коллектора и ведут к быстрому износу щеток. На мотоциклах "Планета-4” "Планета-5” "Юпитер-4” "Юпитер-5”устанавливается генератор переменного тока 281.3701 или ГП7. Он служит для питания потребителей электрическим током и для зарядки аккумуляторной батареи.

Техническая характеристика генераторов 281.3701 и ГП7



Конструкция генератора с прерывателем для одноцилиндрового двигателя "Планета"



и для двухцилиндрового двигателя "Юпитер"



Наименование, обозначение и количество деталей генератора даны в таблицах выше. Эти генераторы представляют собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением. Ротор генератора с клювообразными полюсными наконечниками, обмоткой возбуждения и контактными кольцами крепится непосредственно на коленчатом валу двигателя с посадкой на конус и шпонку. На валу ротора имеется специальная расточка для установки кулачка прерывателя и резьбовое отверстие для снятия ротора с вала двигателя мотоцикла.
Обмотка возбуждения, размещенная в пластмассовом каркасе, выполнена проводом ПЭТВ-2 диаметром 0,56 мм и содержит (600+5) витков. Сопротивление катушки при температуре окружающей среды (20+5)° С составляет (6,4+0,3) 0м. Статор, шихтованный из листовой низкоуглеродистой стали, крепится в картере двигателя. Статор имеет 18 зубцов, на которых установлены З-фазные обмотки. Каждая обмотка состоит из шести катушек непрерывно намотанных проводов ПЭТВМ диаметром 0,9 мм. В каждой катушке по 20 витков, в фазе -120. Соединение фазных обмоток - на "звезду".
Крышки статора выполнены из алюминиевого сплава. На верхней крышке размещены щеткодержатель, клеммовые панели и выполнены резьбовые отверстия для крепления прерывателей и конденсаторов системы зажигания.

Возможные неисправности генераторов:

* заедание щеток в щеткодержателе;
* загрязнение межламельных пазов или износ коллектора;
* замыкание обмоток генератора на корпус, межвитковое замыкание, обрыв или замыкание проводов;
* задевание ротора о статор из-за их неправильной взаимной установки или износа подшипника коленчатого вала;
* переполюсовка генератора из-за неправильного подключения проводов.

Для определения причин и устранения неисправностей необходимо снять генератор с двигателя в следующем порядке:

* снимите правую крышку картера;
* отсоедините провода от клеммовых колодок генератора;
* снимите защелки со щеткодержателя, выньте щетки;
* выверните винты крепления статора и снимите его;
* выверните болт крепления ротора и снимите кулачок;
* вверните в отверстие ротора съемник или винт струбцины для зажима спиц из комплекта инструмента, приложенного к мотоциклу, и снимите ротор;
* выньте шпонку из паза полуоси.

На мотоцикле "ИЖ Планета 5-01” установлен генератор 7.107-3710 переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов.

Наименование и обозначение деталей приведено в таблице.



Ротор генератора установлен на правой полуоси коленчатого вала двигателя, статор - в крышке генератора или на картере через переходник. Статор имеет две отдельные обмотки: зарядную и силовую. Зарядная обмотка подключена непосредственно к коммутатору и служит для питания системы зажигания двигателя, силовая обмотка через выпрямитель-регулятор обеспечивает питание приборов освещения, сигнализации и зарядку аккумуляторной батареи. Питание системы зажигания осуществляется переменным током, остальных потребителей - через выпрямитель-регулятор напряжения постоянным током. Генератор не имеет скользящих контактов и трущихся деталей, его обслуживание сводится к наблюдению за состоянием электрической изоляции, соединений проводов и надежностью крепления ротора и статора.

Техническая характеристика генератора 7.107-3701



На мотоциклах генераторы работают в комплекте с регулятором или выпрямителем-регулятором, образуя генераторную установку.
Исправность генераторной установки проверяется с помощью вольтметра постоянного тока с ценой деления шкалы 0,1 В. Вольтметр подключается к клемме "+" регуляторы напряжения и к "массе". На сред них оборотах коленчатого вала двигателя при подключенной аккумуляторной батарее и включенном дальнем свете фары напряжение должно быть 6...6,4 В для генератора Г36 постоянного тока и 13,7...14,7В - для генераторов переменного тока. Отклонения от указанных величин свидетельствуют о неисправности генератора или выпрямителя-регулятора напряжения (реле-регулятора). Генератор постоянного тока Г36 работает в комплекте с реле-регулятором ИЖРР1, который состоит из регулятора напряжения (РН) и реле обратного тока (РОТ).

Регулятор напряжения состоит из сердечника 7 электромагнита (ярма), якоря 6, двух неподвижных и одного подвижного контактов 5, возвратной пружины 8 и резисторов 9 и 10. На сердечнике РН навиты три обмотки: шунтовая (ШО), компенсационная (КО) и сериесная (СО). Когда якорь генератора неподвижен или вращается с малой частотой, двусторонний подвижный контакт усилием пружины прижат к верхнему неподвижному контакту, соединенному с "массой" мотоцикла. В этом случае обмотка возбуждения генератора соединена с "массой" через КО и контакты 5РН.



С увеличением частоты вращения якоря генератора ток, идущий через СО, намагничивает сердечник якоря. В результате якорь 6РН приближается к ярму, а двусторонний подвижный контакт 5 перемещается в среднее положение, размыкая контакты. При этом в цепь обмотки возбуждения генератора и компенсационной обмотки включаются соединенные последовательно резисторы 10 и 9. Это первая ступень регулирования.
При дальнейшем возрастании частоты вращения якоря генератора величины добавочного резистора становится недостаточно, чтобы приостановить дальнейший рост напряжения. Поэтому в действие вступает вторая ступень регулирования: якорь 6РН прижимается к сердечнику, подвижный контакт 5 смыкается с нижним контактом и тем самым закорачивает обмотку побуждения. Напряжение падает. Постоянно вибрируя, контакт 5 поддерживает напряжение в сети в заданных пределах 6,5... 7 В.
Реле обратного тока состоит из сердечника 4 электромагнита, якоря 3 с пружиной 12, контактов 7, 2 и ярма 13, На сердечник навиты две обмотки: тонкая шунтовая ШО (ее называют также обмоткой напряжения) и толстая сериесная СО (ее именуют токовой). При малой частоте вращения коленчатого вала двигателя контакты находятся в разомкнутом (свободном) состоянии; вс е потребители питаются от аккумуляторной батареи. При возрастании частоты вращения коленчатого вала напряжение на клеммах генератора повышается, увеличивается и ток, проходящий через шунтовую обмотку РОТ. Якорь 3 преодолевает усилие пружины 12 и притягивается к сердечнику 4- контакты 7 и 2 замыкаются. Ток от генератора поступает к аккумуляторной батарее и к другим потребителям электроэнергии. Как только напряжение, вырабатываемое генератором, станет меньше ЭДС (электодвижущая сила) аккумуляторной батареи, ток от нее пойдет по сериесной обмотке РОТ к генератору – суммарный магнитный поток уменьшится, контакты 1 и 2 под действием пружины 12 разомкнутся и отсоединят генератор от аккумуляторной батареи.

Возможные неисправности РР1 и уход за ним

Регулятор напряжения отрегулирован на заводе-изготовителе, и нарушать эту настройку без надобности не следует. Уход сводится: к наблюдению за состоянием крепления проводов к клеммам реле и содержанию его в чистоте. Неисправность регулятора напряжения нарушает работу всей системы электрооборудования. Основными признаками неисправности являются: яркое горение ламп или перегорание их, выкипание электролита и быстрый разряд аккумулятора, особенно при эксплуатации мотоцикла в ночное время. Контроль за работой регулятора осуществляется по красной контрольной лампочке, расположенной в фаре. Включение контрольной лампы при оборотах (1100-1200 об/мин) свидетельствует о неправильной работе регулятора или генератора. Эксплуатация мотоцикла при включенной контрольной лампе ведет к разрядке аккумуляторной батареи. Проверка и настройка регулятора напряжения производится: на холостом ходу генератора, то есть без каких-либо нагрузок. Поэтому между контактами 1 и 2 реле обратного тока необходимо проложить изоляционную прокладку из бумаги. В этом случае катушка зажигания будет питаться от аккумуляторной батареи. К клеммам "Я" и "М" необходимо подсоединить вольтметр. Запустить двигатель. На средних оборотах двигателя напряжение должно быть в пределах 7,3-7,8 В. Если напряжение выходит за эти пределы, то сначала следует зачистить контакты 5 стальной пластиной (лезвием бритвы) толщиной 0,05- 0,1 мм, но ни в коем случае не наждачной шкуркой!!. Зачистку производить только при неработающем двигателе. Если зачистка не дала положительных результатов, следует проверить зазор между якорьком и сердечником электромагнита 7 (0,9-1,1 мм), а также между контактами.
Величина зазора между контактами 5 проверяется следующим образом: между якорем 6 и сердечником электромагнита 7 вставить щуп толщиной 1 мм и прижать якорь к сердечнику. В этот момент зазор между контактами 5 должен быть 0,25- 0,30 мм (проверяется вторым щупом). Если величина зазора не выдержана, необходимо подогнуть держатель верхнего контакта. Снова проверить зазоры и напряжение. При необходимости напряжение можно отрегулировать, изменяя натяжение пружины 8 якоря путем подчистки нижнего держателя пружины. С увеличением натяжения пружины напряжение в цепи будет увеличиваться, с ослаблением - уменьшаться. Подгибать держатель пружины надо при неработающем двигателе, а при проверке напряжения вольтметром двигатель должен работать на повышенных оборотах. После окончания настройки регулятора напряжения следует убрать изоляционную прокладку из зазора между контактами реле обратного тока.

Проверка и регулировка реле обратного тока

Для проверки и регулировки реле обратного тока (РОТ) нужен амперметр с нулевым положением сделки в середине шкалы (шкала 5-0-5 А). Вольтметр присоединяется так же, как и при регулировке напряжения, а амперметр - последовательно к аккумуляторной батарее. Прежде чем приступить к регулировке, необходимо проверить зазоры, величина которых между контактами 1 и 2 должна быть 0,25- 0,35 мм и между якорем 3 и сердечником электромагнита - 0,6-0,8 мм. При необходимости регулировки зазора между якорем и сердечником следует сместить держатель контакта при ослабленных винтах. Зазор между контактами реле регулируется подгибкой стойки контакта. Для проверки напряжения надо запустить двигатель и, плавно добавляя обороты, заметить напряжение, при котором контакты 7 и 2 замкнутся. В момент замыкания контактов стрелка вольтметра слегка вздрагивает. Контакты должны замкнуться при напряжении в 6,0- 6,4 В. Обратный ток включения реле при правильно установленных зазорах и напряжении включения должен быть в пределах 0,5-4 А. Если замыкание контактов происходит при большем напряжении, то нижний держатель пружины 12 надо подогнуть вверх, ослабляя ее усилие, если при меньшем, то держатель нужно отогнуть вниз. Регулировка производится на малых оборотах.
На мотоциклах "Планета 4", "Планета 5", "Юпитер 4", Юпитер 5" генератор работает в комплекте с блоком БПВ 14-10 (блок полупроводниковый выпрямительный).

МотоПоиск
Рекомендуем
Интересно
Профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости
Время:01:22

Добро пожаловать на наш портал.Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Счётчики
Счётчик материалов
Комментарии: 170
Форум: 105/754
Фото: 231
Новости: 281
Загрузки: 115
Статьи: 414
Directory: 1
Ad-board: 1

Отечественные мотоциклы © 2017

Используются технологии uCoz