Коленчатый вал состоит из двух коренных шеек, двух шатунных шеек и трех щек. Передняя и задняя коренные шейки выполнены заодно с передней и задней щекой соответственно. Эти детали часто называют «цапфами». Шатунные шейки расположены на пальцах, которые запрессованы в переднюю, среднюю и заднюю щеки. Для сборки и разборки коленчатого вала требуются большие усилия и высокая точность.
Без
специального оборудования выполнить эти операции невозможно, по этому
ремонт кривошипного-шатунного механизма производят в специализированных
мастерских.
Шатун
соединен с коленчатым валом с помощью роликового подшипника с
сепаратором, поэтому нижняя головка шатуна неразъемная (в отличие от
разъемных шатунов с подшипниками скольжения). Это создает неудобство
при ремонте, однако роликовый подшипник нижней головки шатуна менее
требователен к условиям смазывания качеству масла и его очистке.
Преимуществом коленчатого вала с роликовыми подшипниками в нижней
головке шатуна является и то, что двигатель с таким валом легче
запускается в холодное время.
Кривошипно-шатунный механизм вращается в двух коренных подшипниках, которые испытывают преимущественно
радиальную нагрузку. Однако при выжиме сцепления возникает и осевая
нагрузка, поэтому в качестве коренных подшипников используют
радиально-упорные шариковые подшипники, которые могут воспринимать как радиальную так и осевую нагрузки.