Колеса мотоцикла Урал
На ИМЗ мотоцикл Урал комплектуют четырьмя одинаковыми колесами. Три из них – рабочие, одно – запасное.
Колесо
состоит из шины (с камерой и ободной лентой), обода, спиц и ступицы
(рис. 1). На колесах дорожных мотоциклов «Урал»
используются шины модели И-40 размером 3,75 X 19»
(95×484 мм), Размер 3,75» показывает ширину покрышки,
размер 19» — посадочный диаметр обода. В случае
необходимости можно использовать по крышки 3,25 X 19», 3,0 X
19», однако последнюю можно устанавливать только на колесо коляски
мотоцикла Урал. При использовании шины 3,0 X 19» с линейным рисунком
протектора на колесо коляски щиток колеса коляски меньше забивается
грязью и проходимость мотоцикла по грязи улучшается. В мотоциклах
применяют стальной катаный из ленты, а затем сваренный обод. В
нем выполнены лунки для установки ниппелей, спиц.
Спицы
изготовлены из специальной проволоки с накатанной резьбой передают
не только радиальную нагрузку, но и вращающий момент. Для повышения
допустимого значения вращающего момента спицы расположены
под углом к радиусу — тангенциально.
Ступица мотоцикла Урал
стальная сборная. Она состоит из собственно ступицы и
приклепанного к ней штампованного тормозного барабана.
После сбора ступицы тормозной барабан протачивают для обеспечения
необходимого размера и для уменьшения радиального биения. Для
предотвращения вытекания смазочного материала, попадания пыли и влаги
внутрь ступицы с левой стороны она уплотняется сальником, установленным
в гайке. Правая сторона ступицы обращена к тормозному барабану или к
главной передаче, поэтому менее подвержена загрязнению, и необходимости
в установке сальника нет. Колесо вращается на двух конических
радиально-упорных подшипника, которые смазываются смазочным
материалом ЛИТОЛ-24. Такие подшипники обладают большой несущей
способностью, но требуют правильной регулировки. Если подшипники
недостаточно затянуты и имеют повышенный люфт, то во время работы
появляются ударные нагрузки, в результате чего быстро выкрашиваются
беговые дорожки подшипников, обрываются спицы. Если подшипники
«перетянуть», то за счет повышенного трения они перегреются, смазочный
материал вытечет, что приведет к их быстрому выходу из строя.
Во
время движения колеса вследствие деформации шины происходит трение
камеры о покрышку. Для уменьшения силы трения при сборке шины внутрь
покрышки засыпают тальк. Крайне нежелательно попадание внутрь покрышки
посторонних предметов (например, отслоенных нитей каркаса),
которые способствуют изнашиванию камеры мотоцикла Урал.
