Попытка оказалась успешной, и от БПВ-14-10 остался только корпус да
диодный мост. А в аккумуляторном отсеке поселилось автомобильное реле
Я112-В1. Реле функционировало достойно, а его почти в 10 раз меньшая по сравнению с БПВшкой стоимость грела душу. В
2005г. участившиеся в МОТО публикации о применении датчиков Холла в
системах зажигания побудили и меня озадачиться этой темой. В то время у
меня стояла контактно-транзисторная система зажигания с ЗИЛ-130,
которая занимала достаточно много места в подседельном пространстве. К
тому же и корпус БПВшки с диодами тоже мешался. Стандартную литрушку от
2-х тактного масла в подседельную емкость можно было запихнуть с трудом. Поэтому
задачу поставил перед собой следующую: постараться разместить диодный
мост и реле-регулятор на генераторе. Это позволило бы сократить
количество проводников от генератора до двух. Один провод плюсовой,
другой – на лампу работы генератора. Конечно, надо еще упомянуть о трех
проводниках с датчика Холла. Работу решил начать с 3D-моделирования,
как раз отпуск выдался долгий – этому способствовали Новогодние
праздники. Разобрал генератор и стал его вырисовывать в Solid Works
(рис.1).
Рис.1- 3D-модель генератора
Попутно
пришла идея об использовании ВАЗовского реле-регулятора со щеточным
узлом 361.3702. Попутно была приобретена «подкова» и датчик Холла. Они
тоже были повторены в Solid Works (рис.2, 3, 4).
Рис.2- 3D-модель реле-регулятора 361.3702
Рис.3- 3D-модель «Подковы»
Рис.4- 3D-модель датчика Холла
В
процессе работы еще раз просмотрел все темы в МОТО. Из номера 8-04,
статьи Льва Гаряева был заимствован чертеж модулятора. Но он был
доработан в соответствии с рекомендациями в МОТО Андрея Ильина
(г.Москва) – модулятор стал комбинированным: на алюминий была приклеена
сталь. Это позволило снизить вредное влияние генератора на больших
оборотах – алюминий не позволял магнитному полю генератора
намагничивать модулятор (рис.5, 6).
Рис.5- 3D-модель алюминиевой части модулятора
Рис.6- 3D-модель модулятора в сборе
Для
крепления «подковы» к генератору потребовалось разработать переходник
(рис.7). Он у меня изготовлен из текстолита с пропиткой лаком, которым
у нас на заводе покрывали печатные платы
Рис.7- 3D-модель переходника
Для крепления реле-регулятора со щеточным узлом 361.3702 был разработан адаптер (рис.8)
Рис.8- 3D-модель адаптера
Установка подковы потребовало снятия лишнего «мяса» с корпуса статора (рис.9). Снятие производилось на точиле «по месту».
Рис.9- Зоны снятия лишнего металла
Пришлось изготовить специальную пластину для крепления датчика Холла с разъемом (рис.10)
Для
того, чтобы все это хозяйство поместилось на мотоцикле изготовил вот
такую симпатичную крышечку (рис.11) с прозрачным окошком
(естееессссннно понты :), но согласитесь - жалко прятать такую красоту)
Рис.11- 3D-модель новой крышки генератора
Сразу
хочу предупредить о разбросе допусков и качестве изготовления деталей
на наших Ижах! Пластина крепления Холла может потребовать доработки в
зоне установки датчика Холла (в моем случае уменьшения толщины).
«Подкова» требует доработки «по месту» в части пропила дополнительных
полукруглых пазов для исключения контакта с приливами под винты
крепления крышки генератора на правой боковой крышке двигателя. Пазы я
аккуратно протачивал на точиле. Будьте аккуратны – металл «подковы»
очень мягкий и вязкий – подхватывается точильным камнем и
заворачивается очень быстро и неожиданно. Выводы фаз из статора
монтируются на переходник под соответствующие контактные места на
«подкове». Кстати именно ими она и опирается на переходник. Монтаж всего этого хозяйства после подгонки происходил следующим образом: - на двигателе был закреплен ротор -
на снятый статор были установлены: переходник, «подкова», адаптер и
пластина крепления датчика Холла с датчиком, подсоединена проводка - после закрепления статора на двигателе на адаптер был прикручен реле-регулятор со щеточным узлом и подключены клеммы - в завершение на стандартный кулачок был прикручен модулятор и отрегулировано зажигание. Модель генератора со всем этим хозяйством в процессе сборки изображена на рис.12, 13 и 14.
Рис.12- 3D-модель статора с переходником
Рис.13- 3D-модель статора с переходником, «подковой», адаптером, пластиной и датчиком Холла
Рис.14- 3D-модель генератора в сборе
Внесенные изменения потребовали корректировки проводки (рис.15)
Рис.15- Схема электрическая принципиальная ИЖ-П5 с изменениями (нажми, чтобы увеличить)
Дополнительно
могу сказать, что реле включения зажигания и коммутатор удачно и
компктно разместились под седлом, где до них «обитали» гораздо более
объемный коммутатор от ЗИЛ-130 и БПВ14-10. Общие виды генератора после доработки представлены на рис.16-19.
Рис.16
Рис.17
Рис.18
– Кругами отмечены пазы в «подкове» для исключения контакта с приливами
под винты крепления крышки генератора на правой боковой крышке
двигателя
Рис.19 Модулятор поверх стандартного кулачка
Вот
и все. В заключение хочу пожелать всем, кто решится на подобную
доработку, удачи и творческого подхода. Наверняка у кого-то будут свои
идеи. Конструкция, конечно же, не идеальна, есть что дорабатывать и
додумывать. Постарайтесь сделать ее лучше. Если что-то не понятно –
обращайтесь, постараюсь помочь. Чертежи в приложении. Да, чуть не
забыл. Необходимо отсоединять аккумулятор перед снятием и установкой
правой крышки двигателя. Есть риск сжечь предохранитель, случайно
зацепив крышкой «подкову».