Продолжение темы о форсировке мотоциклов Ковровского завода, начатой в №4/99.
Форсировка
форсировке - рознь. Для мототуризма и прохватов в "эндурном" стиле по
бездорожью не так уж важна пиковая мощность на запредельных оборотах. К
тому же в коробке передач всего четыре ступени, и реализовать такую
мощность все равно не удастся. Не последнюю роль играет и экономичность
двигателя. Не секрет, что "запиленный" 175-кубовый мотобольный мотор,
считающийся эталоном форсировки, "кушает"… 18 литров на сотню! Ценнее
всего пологая в характеристиках кривая крутящего момента во всем
скоростном диапазоне. А если попросту, - хорошая тяга, начиная с
"низов". Обеспечивает такую характеристику двигателя, главным образом,
выпускная система мотоцикла.
Настройку
выпускной системы производят на заводском стенде, измеряя получаемые
эффективные показатели: мощность, крутящий момент, расход топлива.
Настроенный глушитель составляется из цилиндрического патрубка, набора
конусов (с различными углами конуса), цилиндрической части и глушащего
насадка. В поисках оптимума пробуются разные комбинации составляющих
элементов.
В ходе доводки моторов на заводе им. В.А. Дегтярева
были изготовлены и испытаны на стенде десятки выпускных систем. Четыре
лучшие из них пошли в серию: на "мотоболках", "Восходах 3М-01" и
"Совах", "ЗиД-200" и "Фермерах". При этом переход от кубатуры 175 куб.
см. к 200 изменения конструкции не потребовал.
Многие
мотоциклисты думают, что сигарообразный глушитель "Совы" - дань
дизайнерам и технологам, и что с настроенной системой он не имеет
ничего общего. На самом деле под блестящей оболочкой корпуса спрятаны
настроенные конусы. В конце стоит глушащая насадка, как на всех
спортивных моделях. Многие умельцы, стремясь снизить сопротивление
выпуску, обрезают у этой насадки (ее в народе еще называют "флейтой")
хвостик. Такое "хирургическое" вмешательство дает эффект прямо
противоположный ожидаемому: полсилы сразу долой! А вот немного
рассверлить перфорированные отверстия во "флейте" вполне уместно.
Стендовые
испытания показали, что очень неплохие результаты показывает выпускная
система "ЗиД-200". Но и ее можно доработать, получив небольшой (до 0,5
л.с.) прирост мощности. Для этого увеличивают особым образом длину
хвостовика и устанавливают в выходном конусе бленду. Такой вариант
выпускной системы уже готов к серийному производству.
Особый
разговор о глушителе "Фермера". Принцип его конструирования другой.
Здесь нет привычных конусов, а в основу положен резонатор Гельмгольца,
в котором определяющий параметр - объем. Хотя такой глушитель снижает
максимальную мощность мотора (до 13 л.с.) и не дает ему
"раскручиваться", однако сообщает потрясающую тяговитость. (В этом
имели возможность убедиться редакционные испытатели во время
экстремального пробега по горам "Алтайская кругосветка-95" - Прим.
ред.). другое достоинство "фермерского" глушителя - он компактен.
Поэтому остается достаточно места для доброго багажника (чего о
"ЗиДовском" глушителе сказать нельзя), увеличивается дорожный просвет и
задний свес мотоцикла. Да и вес глушителя минимален. Все это незаменимо
в горных походах.
С впускной системой ковровских мотоциклов
особой мороки нет. Карбюраторы можно оставить родные: "пекаровские"
К-65 или "Йиковы", которыми комплектуются последние модели "ЗиДов". Владельцам
175-кубовых "Сов" не советуем спешить ставить "Йиковы" - они рассчитаны
только на 200-кубовые моторы, а нужные жиклеры в розничную продажу не
поступают. Узел лепесткового клапана достаточно надежен и в
обслуживании не нуждается. Разве что следует проверить, не уменьшен ли
угол открывания пластин лепесткового клапана (что снижает мощность).
Расстояние между пластинами ограничителя должно быть 18-20 мм. Если оно
меньше - пластины следует разогнуть.
Чтобы
повысить мощность за счет оборотов, следует поднять на 1,5-2 мм высоту
выпускного окна. И заодно увеличить его площадь за счет уменьшения
радиусов закругления. Острые кромки окон притупляются шабером или
надфилем, "утыки" в гильзе в продувочных окнах убираются "кривым"
напильником, шарошкой или бормашинкой. Головку цилиндра можно подрезать
на 1,5 мм, а со стороны третьего канала в направлении свечи сделать в
головке небольшую выборку.
Наполнение
цилиндра улучшится, если немного доработать поршень: увеличить впускное
отверстие в нем до 20 мм и подрезать юбку со стороны впуска, как
показано на рисунке. Чтобы подстраховаться от выпадения стопорных колец
поршневого пальца при повышенной частоте вращения, желательно обломить
у них "хвостики".
Если
сделаете все, о чем здесь сказано, то сможете довести мощность
175-кубового мотора до 17,5 л.с., а 200-кубового - 18 л.с. без
заметного ухудшения экономичности и перехода на высокооктановый бензин.