Среда, 20.09.2017, 08:38
Советские мотоциклы
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS                                                              Главная | МотоФорум |  Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Меню сайта
Разделы статей
Важно
Электрика
Ходовая
Двигатель
Тюнинг
Новое на форуме
коляска к мотоциклу ЯВА
Ответов: 0
Зажигание стреляет
Ответов: 6
НЕПОНЯТКИ С ДВИЖКОМ((((((
Ответов: 6
Где-то коротит
Ответов: 0
Странная проблема.
Ответов: 11
Социальная сеть
Мы в контакте Мы на Facebook
Наш опрос
Чего не хватает этому сайту?
Всего ответов: 683
Случайное фото

Устройство пусковой задержки искрообразования

Легкие отечественные мотоциклы с одноцилиндровыми двигателями (Минск, Восход, Сова, Курьер) оснащены генераторами переменного тока и бесконтактной электронной системой зажигания. При этом для упрощения конструкции угол опережения зажигания постоянен, не изменяясь при изменении оборотов двигателя. Это вызывает некоторые побочные эффекты, самый заметный из которых- сильная отдача пускового рычага в ногу, неприятная и даже чреватая травмами. А случается она очень часто, если завести двигатель с первого кика не удалось.

Причина этого эффекта- слишком раннее для малых пусковых оборотов возникновение искры, так как угол опережения зажигания оптимизирован для средних оборотов. Если сделать зажигание позже, чтобы минимизировать отдачу, то двигатель будет плохо набирать обороты, перегреваться.

Для мотоциклов старых моделей (с внешним датчиком момента искрообразования) подходит описанный в «Мото» №7/03 способ решения данной проблемы- установка на крышку генератора второго датчика для запуска, и коммутация датчиков кнопкой. Но для мотоциклов с генераторами, в которых обмотка датчика находится внутри и нет внешнего магнита на роторе («Восход 3М-01», «Сова», «Курьер» и т.д.) такой способ вряд ли пригоден, так как требует слишком большого объема механических работ по переделке генератора.

Результатом экспериментов по разрешению этой проблемы стала нижеописанная конструкция. Она максимально проста, не требует никаких переделок генератора и системы зажигания (ни механических, ни электрических). В случае отказа возврат к штатной схеме производится буквально за пару минут.

Принцип действия устройства- задержка момента искрообразования за счет отпирания ключевого тиристора БКС не передним, а задним фронтом импульса датчика. При этом задержка очевидно равна длительности импульса. А так как форма импульса зависит от оборотов двигателя ( на малых оборотах импульс шире, чем на больших), то и создаваемая устройством задержка (в градусах поворота коленвала) несколько увеличивается при уменьшении частоты вращения коленвала (более слабом нажатии на кик)- что и требуется для лучшей страховки от обратных ударов.

Принципиальная схема предложенной конструкции приведена на рисунке

Устройство пусковой задержки искрообразования


Входная цепь R1C1- интегрирующая цепочка, фильтрующая сигнал от датчика и сглаживающая ложные импульсы (всплески), возникающие между основными импульсами. Она же создает некоторую дополнительную временную задержку, растягивая во времени импульс датчика. Элемент DD1.1- триггер Шмитта, преобразующий плавно меняющийся во времени сигнал датчика в прямоугольный отрицательный импульс.

По заднему фронту импульса на выходе DD1.1 (положительному перепаду) дифференцирующая цепь C3R4 и элемент DD1.2 формируют короткий (0,55 мс) отрицательный импульс открытия тиристора БКС, который инвертируется параллельно включенными буферными элементами DD1.3, DD1.4. Питание схемы производится от обмотки освещения генератора с помощью однополупериодного выпрямителя VD1C2 и стабилизатора DA1 с выходным напряжением +6 В.

При запуске двигателя нажатием и удержанием кнопки SB1 от входа "Д" БКС отключается выход датчика генератора и подключается выход элементов DD1.3, DD1.4 схемы. Искрообразование происходит с задержкой, позволяющей избавиться от обратных ударов кикстартера. Как только двигатель заведется, кнопка SB1 отпускается, и вход Д БКС соединяется с выходом датчика, осуществляя возврат к штатной схеме зажигания.

Схема включается в разрыв штекерного соединения БКС и жгута генератора с помощью пары разъемов. Это дает возможность при возникновении неисправности или отсутствии потребности в использовании просто отсоединить ее. Конструкция электронной части произвольна. Автор выполнил ее в пластмассовом футляре из-под фотопленки навесным монтажом с фиксацией элементов герметиком. Кнопка S1 установлена под левым рулевым переключателем на Г-образном кронштейне, прикрепленном задним стяжным винтом переключателя. Соединение жгута кнопки и схемы выполнено с помощью стандартного стереоштекера 3,5 мм и соответствующего гнезда.

Вместо микросхемы DA1 можно использовать отечественный аналог КР142ЕН12, микросхему DD1 можно заменить на К561ТЛ1. В случае применения кнопки SB1 отличного от указанного на схеме типа, необходимо убедиться в отсутствии даже самого кратковременного замыкания неподвижных (коммутируемых) контактов в момент переключения- это может привести к соединению выхода устройства со входом в момент коммутации и выходу его из строя. Резистор R1 подбирается максимально большим, при котором схема обеспечивает искрообразование и достаточно устойчивую кратковременную работу двигателя на холостом ходу.

Опыт эксплуатации данной конструкции показал ее надежность и достаточно эффективное избавление от обратных ударов кикстартера. Хотя они и не исчезли полностью (очевидно, есть и другие причины для их возникновения, помимо раннего зажигания- например бедная смесь), но процесс запуска двигателя стал гораздо более комфортным- вместо частых сильных ударов иногда (редко) возникают достаточно мягкие толчки. Это в частности дало возможность выставить более раннее зажигание и получить заметный прирост в скорости и динамике мотоцикла (без описанной схемы заводка двигателя с таким опережением была бы крайне болезненна и практически невозможна)

МотоПоиск
Рекомендуем
Интересно
Профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости
Время:08:38

Добро пожаловать на наш портал.Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Счётчики
Счётчик материалов
Комментарии: 170
Форум: 105/754
Фото: 231
Новости: 281
Загрузки: 115
Статьи: 414
Directory: 1
Ad-board: 1

Отечественные мотоциклы © 2017

Используются технологии uCoz