Для молодых в Советском Союзе чехословацкий
мотоцикл "Ява" была мечтой детства. В то же время эти мотоциклы были
куда доступнее, чем автомобили. Многие молодые люди становились
счастливыми обладателями этих вишневых красавиц. На "Яву" в Эстонии и
сегодня можно найти запчасти. На автовыставке "Моторекс 02" производят
показательную сборку старого мотоцикла. Член клуба "Уник" редактор
газеты "Темпо" Мярт КАРУ рассказывает:
- Сегодняшние молодые люди говорят, какая же
красивая была эта "Ява"! И это не просто любовь к "ретро".
Действительно хороший дизайн. Люди моего возраста нашли в ней свою
давнюю любовь... Окраска "Явы" была очень яркой, много хромированных
деталей. Словом, не мотоцикл - мечта! В то время в больницах даже были
"спецотделения "Явы", куда привозили пострадавших от своей любви.
Забинтованные "гонщики" отлеживались, рассказывали друг другу, кто куда
и как влетел...
Легкий мотоцикл с двигателем 15 л.с. легко
разгонялся за сотню, а с более мощным двигателем выдавал в полтора раза
больше. Мярт вспоминает, как он разгонялся до 140 км, причем в 60-х не
было ограничения скорости на шоссе. Некого было ограничивать,
автомобилей мало, никто не гонит... Счастливое время!
Мярт Кару с мечтой своей юности вишнево-серебристой "Явой". Фото Сергея Коликова
Вековой цикл
В 1897 году в журнале "Циклист" появилась заметка,
что житель Ревеля г-н Шуман построил мотоцикл и катался в городе и его
окрестностях. Это была, пожалуй, первая в России попытка построить
мотоцикл. Они к тому времени уже существовали около десят а лет. "Яву"
начали выпускать в Чехословакии с 1925 года. Во время Второй мировой
войны уровень качества этого мотоцикла был очень высоким. Гитлеровцы
заставили чехов ремонтировать немецкую военную технику, но завод
продолжал тайно выпускать свои отоциклы. К концу войны "Ява" буквально
ворвалась во все европейские страны и завоевала огромную популярность.
Это был самый модный мотоцикл, который стал образцом для других заводов
Европы. В СССР "Яву" начали продавать с 60-х годов.
Уник-мото
Клуб "Уник" был создан четверть века назад при
объединении "Аутом". В клубе образовалось несколько секций, в том числе
секции мотоциклов и велосипедов. Каждый год проводятся заезды и ралли,
интересные экземпляры попадают на выставки. Члены клуба активно
занимаются реставрацией старых моделей.
В 1994 году при мотосекции образовался клуб
любителей старых мотоциклов "Уник-мото". В клубе примерно 70 активных
членов, мотоциклетный парк составляет около 200 единиц. Это модели,
изготовленные в СССР, США, Германии, Чехии, Австрии, Бельгии, Анг ии,
Франции. В клубе издается газета "Темпо", где печатается немало
интересных материалов и фотоснимков.